Никита Белых (belyh) wrote,
Никита Белых
belyh

Система образования

Вчера выступал в Вятском гуманитарном госуниверситете (том самом, который занял 10-е место по России среди гуманитарных ВУЗов). Провел что-то типа семинара с вводной лекцией перед студентами – будущими учителями. Целей было две – собственно рассказать о том, что происходит в системе образования и получить обратную связь от тех, кому в ней, я надеюсь, работать. Вот текст, который я подготовил изначально.

Вообще образование – самая большая статья расходов консолидированного бюджета. На него идет около четверти наших расходов или около половины собственных доходов. За последние 5 лет расходы выросли в два раза. (снижение общего объема в 2011-м году не должно пугать. Во-первых, в бюджет еще будут вноситься поправки. Во-вторых, существенные рост в 2010-м во многом определен разовыми федеральными поступлениями - например, по программе выделения жилья ветеранам или по "Молоту"). 



При этом, образование же лидер по неэффективным расходам. Их в отрасли 30%. Причем это считаем не мы. Это единые федеральные методики. Откуда они берутся? Это наша система школ. Вот смотрите:



Обращаю внимание: сельские школы - это 73% числа школ и 23% числа учащихся. В 65% средних школ, расположенных в сельской местности, число учащихся составляет не более 100 человек, в 78% основных - не более 40 человек, в 80% начальных - не более 10 человек. В таких школах и обучение становится «золотым», и качество образование объективно страдает. Об этом наглядно свидетельствуют результаты ЕГЭ. То есть, сельские школьники поставлены в неравные условия по сравнению с городскими.
Поэтому сейчас мы создаем систему государственных школ. Пока их 17, но будет 100, расположенных в разных районах. В них будут полноценные классы, современное оборудование и так далее. Сразу обращаю внимание – это не значит, что все малокомплектные мы закроем. Нет. Но надо понимать и, что содержать такую неэффективную сеть и качественно повышать зарплату учителям невозможно. Но любые попытки изменений неизбежно натолкнуться на волну общественного возмущения, причем, первыми будут сами учителя.
Еще одна проблема - старение кадров. Из 11 тысяч учителей только 6% из имеют стаж до 5 лет, 6% от 5 до 10 лет, 25% - от 10 до 20 лет, 63% - более 20 лет, причем среди них 16% - учителя – пенсионеры. И, что интересно, по статистике ученики реже выбирают ЕГЭ по тем специальностям, где больше учителей пенсионного возраста. Это, в том числе, физика и химия.  Перед теми, кто не сдавал единый экзамен по этим предметам, закрыта дорога на инженерные специальности. А сейчас как раз на государственном уровне говорится о нехватке таких специалистов. 



Так что еще постарались обсудить, что нужно, чтобы молодежь активнее шла в школы. Будем здесь разрабатывать какие-то новые программы. Пока обсуждаем специальные условия по ипотечным кредитам и повышенные стипендии студента ВГГУ под обязательство прийти работать в школы.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →